Начинаясь с кризиса, весь период обычно трудно протекает и для ребёнка, и для взрослого.
Главная особенность подростка — личная нестабильность.
Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей. Пока он не может объективно включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего во внешнем облике и манерах. Ещё совсем недавно свободно и легко двигающийся мальчик начинает ходить вразвалку, засунув руки в карманы и сплёвывая через плечо. У него могут появиться сигареты и обязательно — новые выражения. Девочки ревностно сравнивают свою одежду и причёску с образцами, выплёскивая на маму и учителей эмоции по поводу имеющихся расхождений. Подросток протестует против опеки взрослых.
Внешний вид подростка часто становится источником конфликтов в семье. Отсутствие какой-либо вещи (такой же, как у всех в компании) подросток может переживать как трагедию.
В это время отмечается желание подростка слиться с группой, ничем не выделяться; психологи рассматривают это как механизм психологической защиты, т. к. группа принимает его безоценочно.
В 13-15 лет подростки склонны к имитации поведения того человека, который для него является образцом, порой это выглядит уродливо, а образец для подражания не лучший. В это же время отмечается склонность подростка к риску, т. к. он не способен верно оценить ситуацию и предвидеть последствия.
Одновременно с внешними объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости - отношение подростка к себе как к взрослому, представление Ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием.
Чувство взрослости — это особая форма самосознания. Как проявляется чувство взрослости подростка? Прежде всего в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники — относились к нему как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идёт на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений со сверстниками, может быть, учёбы. В последнем случае отвергается не только контроль за успеваемостью, время выполнения домашнего задания, но и помощь. Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Поскольку в подростковом возрасте всё нестабильно, взгляды могут меняться, но защищать противоположную точку зрения ребёнок будет столь же эмоционально.
К 15 годам ребёнок делает ещё один шаг в своём личностном развитии. После поисков себя, личной нестабильности у него формируется «Я — концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».
Образы «Я», которые создаёт в своём сознании подросток, разнообразны — они отражают всё богатство его жизни; это представления о собственной внешней привлекательности, представления о своё уме, способности в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах. Всё это, соединяясь, и образует «Я — концепцию».
В это время наблюдается развитие волевых качеств подростка. Это начальный момент самовоспитания, т. к. у подростка развивается саморегуляция. Но не все подростки способны проявить настойчивость, силу воли и терпение, чтобы медленно продвигаться к своему идеалу. У многих из них сохраняется детская надежда на чудо. Им кажется, что вдруг всё изменится: троечник превратится в отличника, а слабый и боязливый вдруг нокаутирует первого в классе силача. Вместо чтобы действовать, подростки погружаются в мир фантазий.
К старшему школьному возрасту (15-17 лет) представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему «Я — концепцию» - это важный этап в развитии самознания.