Почему-то считается, что трудные дети — это школьники, чаще всего подростки. Однако за некоторыми эта «трудность», как шлейф, тянется с детского сада.
Неблагополучие детей формируется именно в детском саду. Ибо этот период — важнейший. Здесь рождается маленькая личность, которая уже в три года заявляет нам об этом, а к семи годам жизни просматриваются контуры будущего характера.
Воспитание ребёнка, если учитывать идею эмбриональной педагогики, начинается ещё до рождения. Его первыми педагогами становятся родители, затем воспитатели в детском саду и только потом — школьные учителя. К сожалению, и каждый в отдельности, и все вместе они допускают много ошибок. Но ребёнок не стоит на месте в своём развитии, он идёт вперёд. В каком возрасте у наших детей формируются правилосообразное поведение и нормативная деятельность? Примерно с трёхлетнего возраста. от самых близких взрослых — папы и мамы — он путём простого подражания усваивает, как нужно, что можно и что нельзя. Трёхлетний ребёнок не может критически оценивать поступки, действия, отношения, интонации: ведь родители для него — единственный авторитет и пример. А если этот пример сформирует у ребёнка те качества, которые впоследствии приведут к отклоняющемуся поведению, нарушениям в учебной, игровой и других видах деятельности?
Армянский психолог С. Д. Арзуманян установил, что даже дети раннего возраста, которые ещё не могут совершать действия, эмоционально откликаются на негативную ситуацию в семье: громкие крики, плач, агрессивные интонации. По мнению педагога А. И. Кочетова, длительное пребывание ребёнка в конфликтной семье приводит к формированию у него конфкликтости, озлобленности как черт характера. А психиатры М. И. Буянов и В. И. Леви приводят многочисленные примеры того, как неблагополучная патологическая среда семьи приводит к стойким акцентуациям характера и психопатоподобым состояниям (при отсутствии каких-либо органических поражений).
Не застрахованы эти дети и от неудач профессиональных дошкольных и школьных педагогов. Выходит, что, ещё не достигнув школьного возраста, дошкольник и младший школьник подвергаются негативному воздействию внешних факторов в семье, детском саду, начальной школе, вызывающих неблагополучие ребёнка. А поскольку эти причины в основном педагогические, то они вызывают прежде всего педагогическую запущенность.
Эти мысли подтверждаются выводами многих выдающихся педагогов, результатами современных исследований, которые свидетельствуют о том, что истоками проступков и правонарушений являются отклонения от норм в поведении, игровой, учебной или других видов деятельности, которые наблюдаются в дошкольном возрасте. Эта линия отклоняющегося поведения нередко берёт своё начало в раннем возрасте и при стечении неблагоприятных обстоятельств приводит в конечном итоге к стойкой недисциплинированности, проступкам и другим формам антиобщественного поведения в подростковом возрасте. Начало развития отклоняющегося поведения, нормативной деятельности вообще. Это примерно трёхлетний возраст. Ребёнок, которому не привиты навыки такого поведения, умение подчиняться требованиям соответствующей деятельности (игровой, учебной и т. д.) со временем вырастает в недисциплинированного человека.
Классный руководитель Драчёва Н. Ф.