В романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстой, показывая внутренюю красоту своих любимых героев, раскрывает их «чистоту нравственного чувства», отношение к добру и злу, бескорыстную, душевную ясность и простоту, духовную связь с обществом и народом, постоянные поиски правды и смысла жизни, любовь и упоение жизнью.
Эти черты истинной красоты человека наиболее полно проявляются в Наташе Ростовой — милой, очаровательной и обворожительной девушки, любимой героини Толстого.
Секрет чарующего обаяния молодой графини Ростовой заключается не во внешней красоте («...её плечи были худы, грудь неопределённа, руки тонки»). Узнав, что раненых оставляют в Москве, Наташа вбегает к матери «с изуродованным злобой лицом», а у постели умирающего князя Андрея Болконского её лицо «с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно». Она привлекает внимание естественностью и простотой, беспредельной искренностью и душевностью, смелостью и «весёлой решимостью».
Воспитанная в любви, доверии, уважении к чистым семейным отношениям, Наташа не может хитрить, притворяться и лицемерить. Нарушая светские приличия и чопорный разговор, «который затевают ровно настолько, чтобы при первой паузе встать... зашумев платьями, пройти в переднюю, надеть шубу или плащ и уехать», с громким смехом вбегает в комнату тринадцатилетняя девочка и с милой простотой бросается в объятия матери, «не обращая никакого внимания на её строгое замечание».
Общая любимица семьи, она полна веселья, радости ко всем и вполне уверена, что жизнь — это сплошной праздник, а окружающий мир — чудесная гармония.
В день именин, на званом обеде, в присутствии большого количества чинных гостей, Наташа звонко и капризно кричит через весь стол: «Мама! Какое пирожное будет?..» Разговор гостей сразу смолкает... «Марья Дмитриевна и графиня засмеялись», а за ними и все гости над смелостью и непосредственностью Наташи, смевшей прервать беседу взрослых.
«Порох». «зелье девка», «казак», - любовно отзываются окружающие о живой, подвижной, жизнерадостной девочке, которая вскоре превращается в грациозную девушку, пленяющую всех своей «детской восприимчивой душой, так жадно ловившей и усваивавшей все разнообразнейшие впечатления жизни».
Наташе свойственна открытость чувств, ясная искренность, умение откликнуться на чужое горе и помочь в нём. У неё, кроме того, есть бесценный дар, принадлежащий только ей, - огромная душевная щедрость и чуткость.
Одарённая способностью угадывать оттенки интонаций, взглядов , выражений лиц, Наташа чувствует горе отца, получившего известие о ранении сына Николая. Она замечает и состояние брата после проигрыша Долохову, которого характеризует как злого, неприятного и неестественного человека. Её замечательное чутьё проявляется и в танцах — на балу у Иогеля в паре с Денисовым Наташа «чутьём угадывала то, что он намерен был сделать, и, сама не зная как, следила за ним — отдаваясь ему».
Сущность её натуры — любовь — выводит из тяжёлого душевного кризиса князя Андрея, возвращает к жизни мать, узнавшую о гибели сына Пети; Наташа исполнена «страстным желанием отдать себя всю» на то, чтобы помочь умирающему Болконскому и его сестре, а после замужества жить только интересами семьи.
Любовь Наташи не нуждается в самопожертвовании, как у Сони, она естественна и пробуждает лучшее, «настоящее» в душах других людей.
«Что-то лучшее» проснулось в Николае Ростове, думающего о самоубийстве после карточного проигрыша, когда он слушает пение сестры; «все лучшие минуты» своей жизни вспоминает Андрей Болконский, нечаянно услышавший, как Наташа взволнована красотой лунной ночи; от её благодарного взгляда Пьер чувствует себя счастливым и обновлённым, не думая «о тщете и безумности всего земного, переносясь мыслями «в область красоты и любви, для которой стоило жить».
Непосредственная сила духа, умение не жертвовать собой, а свободно отдаваться другим людям, распутывая и просветляя всё вокруг себя, притягивает к ней окружающих. К ней с любовью относятся крепостные слуги, дворовые дядюшки, отец, мать, братья, в неё влюбляются Андрей и Пьер, Василий Денисов и Борис Друбецкой, потому что она, переполненная любовью ко всему миру, стремится поделиться с другими нежностью, непринуждённостью, радостью и весельем.
Духовная красота Наташи проявляется в её любви к русскому народу, его культуре, национальным обычаям. Дворянка, аристократка, она с замиранием сердца слушает у дядюшки в Михайловке народную музыку и песни, а пляска так захватывает её, что она, сбросив с себя, «подперши руки в боки, сделала движение плечами и стала».
«Где, как, когда, - восклицает Л. Н. Толстой, - всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приёмы?.. Но дух и приёмы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от неё дядюшка...»
Наташа «умела понять всё то, что было в Анисье и в отце Анисьи, и в тётке, и в матери, и во всяком русском человеке». Именно это народное чувство — исконная любовь русского человека к Родине — заставляет её, не рассуждая, не произнося громких фраз, отдать подводы раненым, оставив сундуки с приданым в Москве. Что значило богатство, на взгляд Наташи, когда дело шло о спасении русских солдат и офицеров!
Её истинная красота видна и в отношении к родной природе. Чудесно-сказочная ночь вызывает у ней восторг и трепетное ощущение прекрасного. Наташа говорит Соне: «Ведь этакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало... Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки... и полетела бы». Перед Бородинской битвой князь Андрей вспоминает «страстно-поэтическое ощущение» Наташи, заблудившейся в лесу и встретившей там старого пчельника: «Это такая прелесть был этот старик, и темно так в лесу... и такие добрые у него... нет, я не умею рассказать», - говорила она, краснея и волнуясь».
Прелесть и естественность Наташи переворачивают всю жизнь князя Андрея, почувствовавшего «себя ожившим и помолодевшим». Удивление, радость, робость и ошибки во французском языке юной графини на её первом балу не имеют на себе светского отпечатка, и Болконский, сидя рядом, любуется радостным блеском её глаз и улыбкой, выражавшей внутреннее счастье. Наташа становится невестой Болконского, который вскоре уезжает за границу, предоставив молодой Ростовой полную свободу — через полгода она может отказать ему, если поймёт, что не любит.
Безграничная Наташина свобода требует открытых, искренних человеческих отношений, построенных на взаимопонимании и правде. Девушка привыкла поступать так, как подсказывает ей сердце, а оно хочет любви и внимания.
Доверчивая юная душа, не привычная критически относиться к людям, неожиданно потянулась к человеку пустому и холодному, красивому сладострастнику, не знающему запретов, не останавливающемуся ни перед чем, которому «всё можно». Из домашнего тепла и уюта она попадает в незнакомую ей и чужую светскую среду, пропитанную ложью. Наташа, видевшая во всём искренние человеческие отношения, не может даже подумать, что за горячими уверениями, «наивной, добродушной и весёлой улыбкой» Анатоля Курагина таятся фальшь и обман. В её смятённой душе происходит жестокая борьба добра и зла («всё казалось ей темно, неясно и страшно...»), которая заканчивается покаянием перед Богом: «Она ощущала в душе своей благоговейный и трепетный ужас пред наказанием... за свои грехи, и просила Бога о том, чтоб он простил... её и дал бы... ей спокойствия и счастия в жизни. И ей казалось, что Бог слышит её молитву».
Правда и счастье даются ценою жизненных разочарований и открытий, мучительных и радостных раздумий и опытов жизни. Духовная эволюция любимой героини Л. Н. Толстого заканчивается в эпилоге романа, где Наташа, мать четверых детей и жена Пьера Безухова, сердцем понимает, что высшее счастье для женщины не только родить детей, вырастить их, но и воспитать будущее поколение правдивым и честным, душевно щедрым и благородным, бесконечно преданным своей Отчизне и народу.
В Наташе Ростовой можно увидеть лучшие черты прекрасной душой и помыслами русской женщины начала ХIХ века, которая воплотила в себе великий дар любви к людям, добро и искренность, простоту и цельность натуры.