Роман Л. Н. Толстого «Война и мир»

 

 

Андрей Болконский 

 

В романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстой ставит нравственные и философские вопросы о смысле жизни и назначении человека, о добре и зле, о правде и красоте, заставляя своих любимых героев пройти путь кризисов, тяжких сомнений,  самопознания и слияния с другими людьми.

         Одним из таких персонажей является князь Андрей Николаевич Болконский, отличавшийся независимостью нрава, прямотой суждений, всесторонней образованностью, огромной силой воли и умом. «Пьер всегда удивлялся способностям князя Андрея, спокойного обращения со всякого рода людьми, его необыкновенной памяти (он всё читал, всё знал, обо всём имел понятие) и больше всего его способности работать и учиться».

         Высоко ценя человеческое достоинство, герой Л. Н. Толстого критически относится к людям, испорченным великосветской жизнью, не дающей пищи уму, выхода для интеллектуальной, духовной энергии. «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество — вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти», - признаётся Болконский Пьеру Безухову.

         Подчёркивая презрительное отношение Андрея Болконского к праздному обществу, писатель описывает князя в салоне Шерер сухим аристократом, брюзгой, недовольным самим собой и окружающими. У него усталый, скучающий взгляд, «тихий мерный шаг», часто «гримаса портит его красивое лицо». Но когда к нему подходит Пьер, которого Андрей считает «одним  живым человеком» в «свете», то лицо Болконского освещается «неожиданно доброй и приятной улыбкой», а при беседе с графом всё дрожит «нервическим оживлением каждого мускула; глаза, в которых прежде казался потушенным огонь жизни, теперь блестели лучистым, ярким блеском».

         Гордый и холодный со всеми, кто ему неприятен, князь Андрей добр, прост, искренен, откровенен с людьми, чуждыми всякой фальши и лжи. Он уважает Пьера, гордится старым отцом, его делами, образом мыслей, честью и благородством; нежен с сестрой Марьей, с которой духовно близок ( их соединяют воспоминания детства, в котором было много тепла, света и теплоты). Князь Андрей, одарённый творческой натурой и глубокими чувствами, стремится к широкой и государственной деятельности, ищет смысл жизни в делах, которые бы удовлетворили его честолюбие, стремление к власти и славе.

         Всё это он может найти на войне, надеясь там осуществить роль спасителя русской армии и обрести свой Тулон ( в это время — лето 1805 года — его героем был Наполеон, которого Болконский считает «великим полководцем» и гением). «Всё Бонапарте всем голову вскружил; все думают, как это он из поручиков попал в императоры?» - говорит старый граф Ростов.

         Однако следует сказать, что князь Андрей не способен к сделкам с совестью, и его стремление к славе сочетается  с жаждой бескорыстного подвига, благородством и мужеством. В армии Болконский становится «любимым и доверенным» адъютантом командующего, в штабе им одни восхищаются и подражают, другие считают «надутым, холодным и неприятным. Но с этими людьми князь Андрей умел поставить себя так, что его уважали и даже боялись». Болконский был отмечен как способный офицер, ему поручались ответственные задания. Под Шенграбеном князь не избегает опасности, «шагая через тела и под страшным огнём французов», помогает убрать орудия батарее Тушина, защищает его перед Багратионом и отдаёт ему должное как герою дня.

         Мечты о славе незаметно соединяются у Андрея с болью за состояние армии, за солдат и офицеров. Его многогранной натуре свойственны и честолюбивые планы, индивидуалистические устремления — и подлинная человечность, и душевная теплота, и искренняя забота о людях.

         В день Аустерлицкого сражения Болконский полон решимости кВот она, наступила решительная минута! Дошло до меня дело». Со знаменем в руках он бросается под пули, пытаясь остановить бегущих в панике и ужасе русских воинов, и увлекает их за собой в атаку. В этот момент Андрей не думает о себе: он движим чувством долга и патриотического порыва.

         Ранение выводит из строя храброго офицера, который ничего не видит, «кроме неба, - высокого неба , не ясного, но всё-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нём облаками». Думая о вечности, символом которой является небо, он ощущает ничтожность и призрачность своих и чужих человеческих земных дел, понимает, что в жизни есть нечто значительное и вечное, чем война и слава Наполеона — гармония Вселенной, торжественная красота которой пробуждает в нём жажду тишины и успокоения: «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба».

         Духовное возвышение над всем суетно-тщеславным оборачивается презрительным отношением князя Андрея к своему кумиру — Бонапарту: «Он знал, что это был Наполеон — его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нём облаками».

         На поле Аустерлица князь Андрей переживает внутренний кризис, приходит к пониманию новых жизненных ценностей. Всё, что казалось теперь ему прежде значительным и важным, теперь выглядит иначе: теперь он думает не о бранной славе и почестях: «Тихая жизнь и спокойное семейное счастье в Лысых Горах представлялись ему».

         Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив смерть жены и раскаяние, Болконский приходит к выводу, что жить для себя и своих близких — то единственное, что ему остаётся. Он «твёрдо решил никогда не служить более в военной службе». Потекла тихая размеренная жизнь, казавшаяся ему привлекательной на поле Аустерлица после ранения.

         Но может ли деятельная, кипучая натура князя Андрея довольствоваться радостями деревенского бытия? Недаром его взгляд «был потухший, мёртвый», а в улыбке выражалась сосредоточенность и убитость».

         Л. Н. Толстой показывает, как трудно его герой, пережив тяжёлый душевный кризис, возвращается к активной деятельности, к людям, к новым поискам.

         Встреча с Пьером на пароме дала тот толчок, с которого «началась... во внутреннем мире» Болконского «его новая жизнь». Ожил потухший взгляд и стал «лучистым, детским, нежным». Безвыездно прожив в деревне два года, князь Андрей проводит крестьянскую реформу в имении («триста душ было перечислено в вольные хлебопашцы»), открывает больницу и строит школу: «В Богучарово была выписана на его счёт учёная бабка для помощи родильницам, и священник за жалованье обучал детей крестьянских и дворовых грамоте».

         Разговор с Пьером, встреча с Наташей, чистая, счастливая атмосфера, царившая в семье Ростовых, лунная весенняя ночь в Отрадном, вызвавшая «неожиданную путаницу молодых мыслей и надежд», - всё это способствует духовному оздоровлению Андрея.

         Встреча со старым, корявым и уродливым дубом, стоявшим «между улыбающимися берёзами», ранней весной навевает на Болконского мрачные мысли: «Нет ни весны, ни солнца, ни счастья... пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!»

После поездки к Ростовым, ощутив радость и счастье, возможность приносить пользу людям, любовь, Болконский поражён силой и красотой этого же дуба, покрытого сочными, молодыми листьями. «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год», - вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей».

         Он едет в Петербург и принимает деятельное участие в разработке военного устава, становится начальником комиссии составления законов под руководством Сперанского, в котором вскоре распознаёт нескренность, видит много показного, неестественного. Андрей разочаровывается в своей работе и понимает: то, что он делает, - праздничное занятие.

         Встреча на балу с Наташей Ростовой, искренней, простой и очаровательной девушкой, лишённой глупого жеманства или расчётливого поступка, любовь к ней («Никогда не испытывал ничего подобного. Я влюблён, мой друг», - признаётся Андрей Пьеру Безухову) ясно подсказывают Болконскому,, что преобразовательные планы холодного и самоуверенного Сперанского не могут сделать его «счастливее и лучше» и не имеют никакого отношения к жизни его богучаровских мужиков. Так впервые князь Андрей приближает себя к народу.

         Жизнь его под влиянием влюблённости совершенно меняется: он чувствует в душе «что-то новое и счастливое», делает «планы на будущее». Но увлечение Наташи Анатолем Курагиным разрушает мечты князя Андрея о семье. И «тот бесконечный удаляющийся свод неба, стоявший прежде над ним, вдруг превратился в низкий, определённый, давлевший его свод, в котором всё было ясно, но ничего не было вечного и таинственного».

         Надменный аристократизм, жёсткость (черта всех Болконских) и гордость не позволяют князю Андрею простить Наташу. Он говорит Пьеру: «Помню... я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу... Ежели ты хочешь быть моим другом, не говори со мной никогда про эту... про всё это».

         В таком состоянии духа застал Болконского 1812 год.  Став командиром, князь Андрей «весь был предан делам своего полка. Он был заботлив о солдатах и офицерах и ласков с ними. В полку его называли «наш князь». Им гордились, его любили». Нашествие французов, озлобление против врага заставило Андрея забыть своё горе, и защита Родины становится целью его жизни. Потеряв отца, родной дом, он сближается с народом, являющимся носителем подлинного героизма, добра, простоты и правды. Жить, помогая и сочувствуя людям, понимать их — вот тот новый идеал, который пробудился в душе князя Андрея, Уверенного, что успех Бородинского сражения зависит не от «распоряжения штабов», а от солдат и офицеров, от нравственного состояния войска, «от того чувства, которое есть... в каждом солдате», - чувства любви к своей Отчизне, России.

         Тяжёлая рана, полученная под Бородином, обрывает деятельность князя Андрея, но пытливая мысль приводит его к новому чувству: состраданию и любви «к любящим и ненавидящим», к той любви, «которую проповедовал Бог на земле, которой... учила княжна Марья» и которую он не понимал. А такая вечная любовь требует, по мнению Болконского, отречения от жизни: «Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнью». Увидев рядом с собой Наташу, умирающий князь Андрей вновь возвращается к мысли о жизни. В его душе борются противоречивые утверждения: «Любовь есть Бог, и  умереть — значит, мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику».

         Князь Андрей Болконский — личность трагическая, так как его жизнь постоянно связана с крушением сложившихся представлений о славе, о героизме, об общественной деятельности, о любви и счастье, которые переплетаются с аристократической гордыней и максимализмом, неудовлетверённым самолюбием и тщеславием.

         Несмотря на множество замечательных черт ( честность, мужество, принципиальность) Болконскому не хватает той простоты, добра и правды, которые и создают, по мнению Л. Н. Толстого, истинное величие человека.

         Близкие Андрею люди сохранили о нём светлую память как о человеке ясного ума, сильной воли, считавшего стремление к  деятельности на благо людям делом чести. В эпилоге романа писатель связывает имя Болконского с идеей декабризма. Сын князя, Николенька, слушая речь Пьера о необходимости создания общества, которое помогло бы правительству и спасло бы страну от погибели, спрашивает: «Дядя Пьер... вы... нет...Ежели бы папа был жив... он бы согласен был с вами?» «- Я думаю, что да», - отвечает граф Безухов.

 

© natasha-drachyova

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz