В романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. толстой описывает историю народа. «Мысль народная» пронизывает всё произведение, в котором сочетаются вопросы военного-исторического, социального, психологического и философского плана.
Исходя из этого писатель считает, что творцом исторических событий является не отдельная личность (герои), а народ, его «дух», настроение и что ни одна историческая личность, как бы она ни была гениальна, не может повернуть ход истории, которая вытекает из «сущности народных масс».
Выразителем своих взглядов в романе Л. Н. Толстой делает полководца Кутузова, которого писатель показывает великим человеком, потому что он носит в себе благородное»народное чувство», помогающее ему, как полководцу, руководить «духом войска». Утверждая величие Кутузова, Л. Н. Толстой видит величие человека в личном благородстве, в гуманизме, в самоотречении ради высших духовных ценностей, в великодушии и милосердии, то есть в духе простоты, добра и правды.
Рисуя портрет полководца, автор «Войны и мира» подчёркивает внешнюю непривлекательность: он «тяжело ступает», шествует «медленно и вяло»; у него «жирная шея», «пухлое,изуродованное лицо», по которому изредка пробегает «чуть заметная улыбка». Этот пожилой человек слаб телом, но не духом.
В непопулярной у русского народа войне 1805-1807 годах главнокомандующий — любимец армии и пользуется уважением солдат («...сказывали, Кутузов кривой, об одном глазу?» - А нет! Вовсе не кривой». - «Не... брат, глазастей тебя, сапоги, подвёртки — всё оглядел...»). Он прост в обращении с офицерами и солдатами, рад видеть тех, кого знал по прежним войнам.
Опытный и мудрый полководец, Кутузов любит армию, бережёт её силу, стремится воспрепятствовать бессмысленным, заранее обречённым на провал военным выступлениям и операциям. Он искусно выводит русскую армию из-под удара превосходящих военных сил Наполеона, предпринимая маршевый бросок от Браунау до Ольмюца, ставя перед собой единственную, почти недостижимую цель - «не погубив армии, подобно Маку под Ульмом, соединиться с войсками, шедшими из России». В невероятно трудных условиях, когда над русской армией нависла угроза разгрома, Кутузов проводит рискованную военную операцию, посылая четырёхтысячный авангард Багратиона задержать французов. При прощании с князем военачальник не произносит высокопарных слов, а ведёт себя естественно и просто: «Ну, князь, прощай, Христос с тобой. Благославляю тебя на великий подвиг... Он притянул к себе левою рукой Багратиона, а правою, на которой было кольцо, видимо-привычным жестом перекрестил его и подставил ему пухлую щёку, вместо которой Багратион поцеловал его в шею».
Кутузов проявляет себя не только блестящим полководцем, но и незаурядным дипломатом. Когда в результате разгрома генерала Мака перед ним встала угроза капитуляции, старый генерал проявил и стратегический талант, и смелость, и расчётливость, и находчивость.
Кутузов прямодушен и смел. Он с самого начала возражает против генерального сражения под Аустерлицем, которое навязывает Наполеон и которое Александр I решает дать, игнорируя мнение своего главнокомандующего, понимая, что бездарное верховное командование согласно бездарной диспозиции посылает русские войска наугад, не ведая самого главного — где находится неприятель. И не от старости и пассивности дремлет командующий русской армией на военном совете при чтении диспозиции Вейротена, а потому, что видит всю несостоятельность его предположений.
Перед Аустерлицким сражением на недовольство царя, что старый генерал задерживает выступление («Что же вы не начинаете, Михаил Ларионович?.. Ведь мы не на Царицыном лугу... где не начинают парада, пока не придут все полки...»), Кутузов отвечает с достоинством, не боясь намекнуть на любовь императора к показным смотрам и парадам, которые были очень далеки от настоящего военного дела. «Потому и не начинаю, государь, что мы не на военном параде, и не на Царицыном лугу, - выговорил он ясно и отчётливо».
В самом сражении Кутузов проявляет храбрость и мужество. Когда русские при неожиданном появлении французов «смешались и бросились бежать», генерал остаётся на месте и, прижимая платок к раненой щеке, указывает на бегущих: «Рана не здесь, а вот где!»
Любимец солдат, Кутузов не был любимцем государя и царедворцем. Светское общество показывает «нерасположение и неодобрение Кутузова», «некоторые шёпотом бранили его, называя придворною вертушкой и старым сатиром». После Аустерлицкого сражения Кутузов отстраняется от командования, подвергается опале, его перемещают уже на второстепенные военные посты.
В Отечественной войне 1812 года в полную меру раскрывается величие Кутузова как полководца и исторического деятеля. Александр I вынужден, уступая общественному мнению, назначить старого и опытного генерала главнокомандующим, который приступает к исполнению своих обязанностей с твёрдой уверенностью в победе над врагом. В разговоре с князем Болконским он так выражает своё отношение к войне 1812 года: «... Взять крепость не трудно, трудно кампанию выиграть... А для этого не нужно штурмовать и атаковать, а нужно терпение и время... И французы тоже будут... у меня лошадиное мясо есть!»
Ясно понимая ход событий и правильно оценивая ход событий, Кутузов выражает в своих решениях волю народа, уверенно ведёт русское войско к решительному сражению под Москвой, которое, по его мнению, благотворно отразится на дальнейший ход событий.
В Бородинском сражении полководец «долголетним военным опытом» понимает, что в бою главное - «не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска...», поэтому он не стремится отдавать распоряжения, но внимательно следит за происходящими событиями, всматривается в выражение лиц офицеров, приезжающих к нему с донесениями, вслушивается в интонацию их речи.
Военная стратегия Кутузова отличается бережным отношением к армии. Полководец является противником тех мероприятий, которые не были необходимы, вытекали из чьих-либо карьеристских целей. На военном совете в Филях он не принимает плана начальника штаба графа Бенигсека, предлагавшего дать новое сражение французам, и приказывает отступить русским войскам через Москву на Рязанскую дорогу. «Кутузов видел одно: защищать Москву не было никакой физической возможности».
В романе Л. Н. Толстой показывает главнокомандующего не только как талантливого и опытного полководца, дипломата и государственного
деятеля, человека большой силы воли и мужества, но и как патриота своей страны, его связь с народом, «то народное чувство, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его». «Только признания в нём этого чувства заставило народ... выбрать его , против воли царя, в предводителя народной войны. И только это чувство поставило его на...высшую человеческую красоту».
Народное нравственное состояние души руководит Кутузовым и внушает ему отвращение к насилию и жестокости, к бесцельному и бесполезному пролитию человеческой крови.
Торжественно и официально обращается главнокомандующий к солдатам и офицерам Преображенского полка в первый день Красненского сражения: «Благодарю всех за трудную и верную службу. Победа совершенная, и Россия не забудет вас. Вам слава вовеки!» И вдруг исчезает полководец- победитель, перед полком стоит «простой старый человек» и просит по-стариковски простодушно и мудро пожалеть пленных: «Вам трудно, да вы всё же дома; а они — видите , до чего дошли. Хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно». Этими словами Кутузов выражает лежащее в душе каждого солдата «чувство величайшего торжества в соединении с жалостью к врагам и сознанием своей простоты».
В облике Кутузова Толстой прежде всего отмечает его простоту, обыкновенные черты старого, умудрённого жизнью человека, «дедушки», как называет его крестьянская девочка Малаша. Ничего повелительного нет в этом полном, рыхлом старике, но сколько в нём добра, простодушия и мудрости! В разговоре с солдатами «лицо его становилось всё светлее и светлее от старческой кроткой улыбки, звёздами морщившейся в углах губ и глаз». «Человек», «товарищ» - вот слова, определяющие характер взаимоотношений Кутузова и солдат. Противопоставляя его Наполеону, писатель замечает: «...он... казался всегда самым простым и обыкновенным человеком и говорил самые простые и обыкновенные вещи».
Вся деятельность Кутузова была направлена не на возвеличение своей особы, а на то, чтобы победить и изгнать врага с родной земли, «облегчая, насколько можно, бедствия народа и войска». Его отношение к наградам отчуждённо-равнодушное. Это подчёркивает и Толстой, называя маршальский жезл «палкой», а орден - «маленькою вещицей», тем самым обращая внимание читателей, что главное для Кутузова — оправдать доверие народа, победить неприятеля и изгнать его из России.
В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой видит источник силы исторической личности и полководческого гения в человеческой простоте и в единении его с народными массами. Величие Кутузова состоит в том, что его слова и действия вытекают «не из хитрых соображений, а из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего так же, как и в душе каждого русского человека».