В романе-эпопее «Война и мир» любимые герои Л. Н. Толстого, проходя путь тяжёлых сомнений, душевных кризисов, жизненных катастроф и новых возрождений, самопознаний и сближения с другими людьми, стремятся к познанию смысла жизни, назначению человека в ней и задают мучавший их вопрос: «...не вздор ли всё то, что я думаю?..»
Свои собственные раздумья по этому поводу писатель передаёт через Пьера Безухова, которого на протяжение всего романа постоянно сопровождает страх «недопонимания чего-то главного и проблема личной вины». Он повсюду ищет причину зла и добра, совершает нравственную эволюцию от восхищения Наполеоном (в начале произведения) до признания народной простоты и правды и участия в тайном обществе декабристов во имя справедливых идей и целей.
Незаконный сын «известного богача и красавца якобинского времени старого графа Безухова» Пьер впервые появляется в салоне Анны Павловны Шерер, совершенно не вписываясь в обстановку «большого света» неуклюжестью поведения, огромными красными руками, рассеянностью и неумением «сказать что-нибудь приятное». Хозяйка дома, хотя и «приветствовала его поклоном, относящимся к людям низшей иерархии в её салоне», но вынуждена была оказывать ему внимание, так как молодой человек станет одним из богатейших людей России и получит от отца графский титул.
Атмосфера театральной наигранности, лести, внешнего лоска, чопорности и заискивания совершенно чужда молодому Безухову, который с детской, доброй, «даже глуповатой улыбкой», умным, наблюдательным и естественным взглядом, выражением «добродушия, простоты и скромности» на лице беседует с гостями Анны Павловны.
Как и Андрей Болконский, он своё умственное и нравственное развитие начинает с заблуждения — обожествления Наполеона и оправдания всех его действий «государственной необходимостью». «Казнь герцога Энгиемского, - сказал Пьер, - была государственная необходимость; и я именно вижу величие души в том, что Наполеон не побоялся принять на себя одного ответственность в этом поступке». В салоне Шерер Безухов защищает перед ярыми монархистами идеи Французской революции, вызывавшей у них страх, и видит в Бонапарте главу революционной Франции: «Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил её злоупотребления, удержав всё хорошее — и равенство граждан, и свободу слова и печати — и только потому приобрёл власть». Пьер отрицательно относится к войне и воспринимает действие России как покушение на лучшие завоевания Франции: «Ежели б это была война за свободу, я бы понял, я бы первый поступил в военную службу; но помогать Англии и Австрии против величайшего человека в мире... это нехорошо».
обретая жизненный опыт, не найдя ещё в жизни истинной цели, Пьер мечется, совершает немало ошибок, свойственных молодости. Он приобщается к компании Анатоля Курагина и Долохова, находя удовольствие в шумных попойках и скандальных историях, даёт слово князю Андрею порвать с «золотой молодёжью» Петербурга — тут же нарушает его, проявляя бесхарактерность, утешая себя тем, что «все эти честные слова — такие условные вещи, не имеющие никакого определённого смысла».
Мнения в «свете» о графе Безухове противоречивы. Анна Павловна Шерер считает его человеком, «не умеющим жить». Марья Львовна Карагина находит его безнравственным. «Надеюсь, что здесь его никто не примет, несмотря на его богатство», - заявляет она Ростовым. Жюли в письме к княжне Марье называет его «ничтожным».
Иначе воспринимают Пьера у Ростовых и Болконских. Старый граф Илья Андреевич искренне и добродушно смеётся над «шалостями» Безухова. Наташе интересен и симпатичен этот большой стеснительный человек, приехавший из-за границы. «А знаешь, этот толстый Пьер... такой смешной!» - говорит она Соне. Княжна Марья рассмотрела за некрасивой внешностью молодого человека»
прекрасное сердце», а её брат относится к нему с теплотой и участием. «Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света», - признаётся Болконский после их первой встречи у Шерер.
В отличие от князя Андрея, граф Безухов лишён проницательности, не умеет разбираться в людях, правильно оценить их поступки. Ему кажется, что все его любят и желают добра, поэтому он полностью попадает под влияние князя Василия Курагина, мечтающего выдать свою дочь, бездушную красавицу Элен, замуж за Пьера и завладеть его богатством. Искренность, доверчивость, слабоволие приводят молодого человека к женитьбе на Элен, хотя внутренний голос робко подсказывает ему, что это не любовь. «Что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещённое», - размышляет Пьер. Это ослепление наружной красотой Элен при невнимании к её душевной пустоте показывает победу в нём чувственного начала над духовно- нравственным.
Следующим заблуждением Пьера является вызов им на дуэль Долохова, ставшего любовником Элен, и ссора с женой, когда Безухов в припадке гнева едва не убивает её: «Природа отца сказалась в нём. Пьер почувствовал увлечение и прелесть бешенства» Брак оказывается несчастливым, и Пьер вскоре понимает свою ошибку и «перерабатывает один в себе своё горе». В нём исчезают беззаботность и развивается моральная требовательность. Перед ним встают главные вопросы, которые он постоянно задаёт себе: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?»
В состоянии смятения и потрясения Безухов на пути из Москвы в Петербург встречает масона Бездеева и вступает в ложу «вольных каменщиков». Что же привлекает его в масонах? Они утверждали, что их назначение — исправлять сердца людей, «очищать и просвещать их разум», «противоборствовать злу, царящему в мире». Об этом мечтает и герой Л. Н. Толстого, почувствовавший «радостное успокоение, обновление и возвращение к жизни».
Вступив в религиозно-философское общество масонов, Пьер стремится к совершенству и пытается улучшить положение крестьян в своих обширных имениях, открыть для них школы, больницы, даже хочет отпустить их на волю. Но его благие намерения не увенчиваются успехом. Наивного и непрактичного барина ловкие управляющие легко обманывают, а он восхищается «своим путешествием по имениям», радуясь, что смог сделать «много добра».
Как братья масоны помогли Пьеру обрести смысл жизни, так и он страстно желает помочь Болконскому обрести в душе покой и гармонию, убеждая князя Андрея постичь высший смысл жизни, вступив в братство. «Надо жить, надо любить, надо верить», - говорит граф своему другу.
Встав во главе Петербургского масонства, Пьер мечтает о его преобразовании, обозначив перед «братьями-каменщиками» цель — освободиться от предрассудков, «принять на себя воспитание юношества», преодолеть «неверие и глупость», «везде и всеми силами преследовать порок и глупость и покровительствовать таланты и добродетель». Но вскоре осознаёт, что большинство членов масонского ордена далеки от того, чтобы исправлять себя и весь человеческий род: «... из-под масонских фартуков и знаков он видел на них мундиры и кресты, которых они добивались в жизни». К Пьеру всё чаще приходит сомнение, неудовлетворённость своей деятельностью (тем более, что он ведёт такую жизнь, к какой привык, «с теми же увеселениями и распущенностью»), понимание, что успокоения, согласия с самим собой счастья он в масонстве не найдёт.
Без коренного перелома жизни нравственное совершенство невозможно. Герою романа внутренняя духовная работа, не имевшая выхода в реальную практику, не приносит блаженного состояния, потому что он по-прежнему вращается в праздной, развращённой, замкнутой среде петербургской знати и идёт к полному душевному опустошению, превращаясь в добродушного отставного камергера, «тип которого он так глубоко презирал семь лет тому назад».
Страдая от внутреннего разлада, одиночества, от невозможности решить вопросы, которые сплелись в «запутанный и страшный узел жизни», Пьер покидает Петербург и поселяется в Москве, где его считают «самым милым, добрым, умным, весёлым, великодушным чудаком, рассеянным и душевным, русским, старого покроя, барином». Но и в этот период Безухов ищет новую дорогу в жизни, верит в торжество высшей правды на земле, не желает смириться с положением добродушного барина. В нём не останавливается духовная работа: «На Пьера не находили, как прежде, минуты отчаяния, хандры и отвращения к жизни; но та же болезнь, выражавшаяся прежде резкими припадками, была вогнана внутрь и ни на мгновение не покидала его».
Попав в тёплую, дружескую, радостную и открытую атмосферу семьи Ростовых, Пьер чувствует умиротворённость, успокоенность и особенно поэтичность, исходившую от Наташи, к которой Безухов проявляет нежную, бережную любовь и молчаливо преклоняется перед ней: «Нельзя было осторожнее и вместе с тем серьёзнее обращаться, чем обращался с нею граф Безухов».
Венчанный в церкви с ненавистной Элен, он понимает, что у него нет надежды связать свою судьбу с Наташей, и перестаёт ездить к Ростовым.
Разочарованный в личном счастье и общественных идеалах, встречает Пьер грозные события войны 1812 года. Он радуется тому, что рушится привычно-благополучная, позорно- бессмысленная жизнь, и живёт «в радости, ожидая чего-то ужасного». Приближаюшаяся катастрофа должна обратить Безухова к «великому подвигу и великому счастию».
В Пьере происходит внутренний нравственный перелом, связанный с нашествием Наполеона на русскую землю. Граф Безухов преодолевает эгоистическую обособленность от народа и находит высшую правду и добро в желании быть «просто солдатом». Он собирает полк из своих крестьян, обеспечивает средства для их обмундирования, а сам отправляется в армию, чтобы самому всё видеть и во всём разобраться.
Главный герой романа «Война и мир» - русский человек , поэтому в годину тяжких испытаний он вместе с народом должен бороться против врага, посягнувшего на свободу и независимость Родины. Оказавшись среди солдат и ополченцев в Можайске, Пьер переживает радостное возбуждение: «Чем глубже погружался в это море войск, тем более им овладевала тревога беспокойства и неиспытанное им новое радостное чувство. Это... чувство необходимости предпринять что-то и пожертвовать чем-то». Этому странному барину в «белой шляпе и зелёном фраке» солдат доверительно говорит: «Всем народом навалиться хотят, одно слово — Москва. Один конец сделать хотят». Пьер понимает эти неясные слова , когда видит работающих на поле сражения бородатых мужиков, вид которых действует на него «сильнее всего того, что он видел и слышал до сих пор о торжественности и значительности настоящей минуты».
Оказавшись в центре Бородинского поля, на батарее Раевского, Пьер интересуется не битвой, а созерцает «жизнь души» окружающих его людей, в глазах и лицах которых вспыхивают «молнии скрытого огня», разгорающего по ходу сражения. Здесь ему открывается другой мир, где солдаты и офицеры не думают о личной славе и опасности, а проявляют огромную нравственную силу и героизм, насмерть стоя перед неприятелем. Пьеру хочется стать таким же, как они, «войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими». Он начинает осознавать, что истиной является путь слияния своего отдельного «Я» с делом народного освобождения, преклоняется перед простотой русских солдат, принявших его в свою «семью» и прозвавших «наш барин», совершающих бессмертный подвиг во имя любви к Родине, России.
Оказавшись с отходившими войсками в Москве, Безухов решает остаться в городе, встретить Наполеона и убить его (виноватого, по мнению Пьера, в несчастье всей Европы). Попав в плен к французам, герой толстовского романа видит пожар Москвы и расстрел пятерых простолюдинов, обвинённых в поджигательстве. Он потрясён этой сценой, переживает её как бессмысленную жестокость, как то зло, на которое нравственная природа человека может реагировать лишь отвращением.
В результате виденного и пережитого Пьер оказывается в состоянии полного опустошения, внутреннего распада и хаоса: «... В душе его как будто выдернута была та пружина, на которой всё держалось и представлялось живым, и всё заваливалось в кучу бессмысленного сора. В нём... уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в Бога».
Примириться с жизнью, принять её ( невзирая ни на какие обстоятельства), помог ему «солдатик Апшеронского полка» Платон Каратаев, своей любовью, добротой и простотой пробудивший в графе доброжелательность ко всем, душевную ясность, умиротворённость. Встреча с Каратаевым приводит Пьера к новому состоянию — к опрощению, то есть отказу от излишнего комфорта. Безухов научился ценить простые радости жизни: «Наслаждение еды, когда хотелось есть, питья, когда хотелось пить, тепла, когда было холодно, разговора с человеком, когда хотелось говорить и послушать человеческий голос». В нём замечалась энергия «подобранность», «выражение глаз было твёрдое, спокойное и оживлённо-готовое, такое, какого никогда не имел прежде взгляд Пьера».
Л. Н. Толстой пишет: «Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого», «непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды». Эту «круглость» в Каратаеве Пьер понимает как успокоение, как согласие с самим собой, полное душевное спокойствие и совершенную внутреннюю свободу, заключающуюся в любви к ближнему, в отказе от дерзких поисков, незлобии и непротивлении злу насилием.
Безухов решает переменить свою жизнь, воспринимать её как естественное явление и стать ближе к жизни народа. «Пока есть жизнь, есть и счастье», - утверждает Пьер.
Но каратаевская пассивность, его религиозность и вера в судьбу не становятся руководящими принципами в дальнейшей жизни героя романа. По свойствам своей натуры, складу ума Пьер не может мириться со злом и бесчеловечностью. Разумная и нравственная жизнь для него невозможна, если в ней есть место безобразиям, лжи, бедствиям. В этом нравственная сила характера графа Безухова.
Женившись на Наташе Ростовой, Пьер чувствует себя счастливым мужем и отцом. Однако он не замыкается в семейной сфере, его волнует положение дел в государстве, общественной жизни. В разговоре с Николаем Ростовым Пьер резко критикует политику Александра I: «В судах воровство, в армии одна палка: шагистика, поселения; мучат народ, просвещение душат. Что молодо, честно — то губят! Все видят, что это не может так идти». Он смело говорит о том, что независимые и свободные люди должны действовать, «теснее... взяться рука с рукой, чтобы противостоять общей катастрофе».
Граф Безухов становится членом тайного общества, борющегося против самодержавия и крепостничества.
Всем своим романом Л. Н. Толстой показывает: одному человеку не дано изменить направление общей жизни, хотя он и чувствует себя ответственным за устройство мира, в котором людям жилось бы хорошо. С. Бочаров пишет: «... сам автор сопровождает ироническим комментарием его [ Пьера] «самовольные рассуждения», планы, мечтания: «Ему казалось, что он был призван дать новое направление всему русскому обществу и всему миру».