Тропы и стилистические фигуры |
|
Тропы — это обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении.
Эпитет — определение в переносном значении. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит (П.).
Сравнение — уподобление одного предмета другому на основании у них общего признака Снежная пыль столбом стоит в воздухе. (Горб.).
Метафора — слово или выражение, употреблённое в переносном значении (кроме эпитета)
Метонимия — слово или выражение, употреблённое в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями Я три тарелки съел (Кр.) Не то на серебре — на золоте едал (Гр.)
Синекдоха — разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними Мы все глядим в Наполеоны (П.) Пуще всего береги копейку (Гоголь)
Гипербола — Преувеличение В сто сорок солнц закат пылал (М.)
Литота — преуменьшение Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить. Чтоб на свете сиротиночке Беспечально век прожить (Н.)
Ирония — употребление слова или выражения с целью насмешки Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (к ослу) (Кр.)
Аллегория — иносказание (в сказках, песнях, пословицах, баснях, былинах) Слово молвит — рублём подарит (Посл.)
Олицетворение — неодушевлённые предметы одушевляются Утешится безмолвная печаль, И резвая задумается радость (П.)
Перифраза (или перифраз) — оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты Царь зверей (лев). Унылая пора, очей очарованье (осень). Певец Гяура и Жуана (о Байроне) (П.)
Период — предложение с различными видами связи, мысль и интонация в котором постепенно нарастают, достигают вершины, после чего тема получает своё разрешение, снижается интонационное напряжение. Как ни старались, как ни забивали камни, как ни счищали травку, как ни дымили углём — весна была и в городе.
Каламбур — (игра слов). Фигура речи, состоящая в юмористическом использовании многозначности слова или звукового сходства различных слов Шёл дождь и два студента. Защитник вольности и прав в сем случае совсем не прав . (П.)
Стилистические (риторические) фигуры — это особые обороты речи, используемые для усиления выразительности высказывания
Анафора — повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание Клянусь я первым днём творенья, Клянусь его последним днём, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством (П.)
Эпифора (или концовка) — повторение слов или выражений в конце отрывков Ещё весной благоухает сад, Ещё душа весенится и верит, Что поправимы страшные потери, - Ещё весной благоухает сад... О, нежная сестра и милый брат! Мой дом не спит, для вас раскрыты двери... Ещё весной благоухает сад, Ещё душа весенится и верит... Мне хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Гоголь)
Параллелизм — одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или оборотов речи (одинаковое расположение сходных членов предложения) Молодым везде у нас дорога, Старикам везде у нас почёт (Л.-К.)
Парцелляция — содержание высказывания реализуется не в одном (полном) предложении,а в следующем (односоставном неполном) предложении после разделительной паузы У Елены беда тут стряслась. Большая (Панфёров). Флёров — всё умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже (Горький)
Плеоназм — многословие, лишние слова Неожиданный сюрприз, сувенир на память
Антитеза — противопоставление Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (Посл.)
Оксю'морон — (остроумно-глупое). Соединение двух понятий, противоречащих друг другу Горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание, сладкая скорбь
Градация — расположение слов в порядке их возрастания или в порядке убывания Не жалею, не зову , не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым... (Ес.)
Инверсия — обратный порядок слов Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням (П.) Э'ллипсис — пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения Мы сёла — в пепел, Грады — в прах, В мечи — серпы и плуги (Жук.)
Умолчание — сознательная недосказанная мысль Нет, я не хотел... быть может, вы... я думал, Что уж барону время умереть (П.)
Риторическое обращение — подчёркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь Мечты, мечты! Где ваша сладость? (П.) Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа На кого не действует новизна? (Чех.)
Риторическое восклицание — высшее напряжение смысла. О времена! О нравы! (Цицерон) |
© natasha-drachyova |