Тропы и стилистические фигуры

Тропы — это обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении.

 

Эпитет — определение в переносном значении.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит (П.).

 

Сравнение — уподобление одного предмета другому на основании у них общего признака

Снежная пыль столбом стоит в воздухе. (Горб.).

 

Метафора — слово или выражение, употреблённое в переносном значении (кроме эпитета)

 

Метонимия — слово или выражение, употреблённое в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями

Я три тарелки съел (Кр.)

Не то на серебре — на золоте едал (Гр.)

 

Синекдоха — разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними

Мы все глядим в Наполеоны (П.)

Пуще всего береги копейку (Гоголь)

 

Гипербола — Преувеличение

В сто сорок солнц закат пылал (М.)

 

Литота — преуменьшение

Ниже тоненькой былиночки

Надо голову клонить.

Чтоб на свете сиротиночке

Беспечально век прожить (Н.)

 

Ирония — употребление слова или выражения с целью насмешки

Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (к ослу) (Кр.)

 

Аллегория — иносказание (в сказках, песнях, пословицах, баснях, былинах)

Слово молвит — рублём подарит (Посл.)

 

Олицетворение — неодушевлённые предметы одушевляются

Утешится безмолвная печаль,

И резвая задумается радость (П.)

 

Перифраза (или перифраз) — оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты

Царь зверей (лев).

Унылая пора, очей очарованье (осень).

Певец Гяура и Жуана (о Байроне) (П.)

 

Период — предложение с различными видами связи, мысль и интонация в котором постепенно нарастают, достигают вершины, после чего тема получает своё разрешение, снижается интонационное напряжение.

Как ни старались, как ни забивали камни, как ни счищали травку, как ни дымили углём — весна была и в городе.

 

Каламбур — (игра слов). Фигура речи, состоящая в юмористическом использовании многозначности слова или звукового сходства различных слов

Шёл дождь и два студента. Защитник вольности и прав в сем случае совсем не прав . (П.)

 

Стилистические (риторические) фигуры — это особые обороты речи, используемые для усиления выразительности высказывания

 

Анафора — повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание

Клянусь я первым днём творенья,

Клянусь его последним днём,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством (П.)

 

Эпифора (или концовка) — повторение слов или выражений в конце отрывков

Ещё весной благоухает сад,

Ещё душа весенится и верит,

Что поправимы страшные потери, -

Ещё весной благоухает сад...

О, нежная сестра и милый брат!

Мой дом не спит, для вас раскрыты двери...

Ещё весной благоухает сад,

Ещё душа весенится и верит...

Мне хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Гоголь)

 

Параллелизм — одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или оборотов речи (одинаковое расположение сходных членов предложения)

Молодым везде у нас дорога,

Старикам везде у нас почёт (Л.-К.)

 

Парцелляция — содержание высказывания реализуется не в одном (полном) предложении,а в следующем (односоставном неполном) предложении после разделительной паузы

У Елены беда тут стряслась. Большая (Панфёров). Флёров — всё умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже (Горький)

 

Плеоназм — многословие, лишние слова

Неожиданный сюрприз, сувенир на память

 

Антитеза — противопоставление

Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (Посл.)

 

Оксю'морон — (остроумно-глупое). Соединение двух понятий, противоречащих друг другу

Горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание, сладкая скорбь

 

Градация — расположение слов в порядке их возрастания или в порядке убывания

Не жалею, не зову , не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым... (Ес.)

 

Инверсия — обратный порядок слов

Швейцара мимо он стрелой

Взлетел по мраморным ступеням (П.)

Э'ллипсис — пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения

Мы сёла — в пепел,

Грады — в прах,

В мечи — серпы и плуги (Жук.)

 

Умолчание — сознательная недосказанная мысль

Нет, я не хотел... быть может, вы... я думал,

Что уж барону время умереть (П.)

 

Риторическое обращение — подчёркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь

Мечты, мечты! Где ваша сладость? (П.)

Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа

На кого не действует новизна? (Чех.)

 

Риторическое восклицание — высшее напряжение смысла. О времена! О нравы! (Цицерон)

© natasha-drachyova

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz