Поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

 

Роль лирических отступлений в первом томе поэмы «Мёртвые души»

Поэму «Мёртвые души» Н. В. Гоголь пишет как писатель-патриот, гражданин своей Родины, как человек, глубоко любящий свою страну, народ и страдающий душой от произвола, беспорядков, бесправия.

         Изображая характеры людей и условия их жизни, писатель часто вводит в поэму лирические отступления, которыми он или прерывает, или заканчивает художественно нарисованные сцены. Взволнованные монологи автора разнообразны и отражают его душевные переживания. Ценны они своей высокохудожественностью, предельностью самовыражения автора, уместностью в том или ином контексте.

         В первой главе «Мёртвых душ» Н. В. Гоголь иронически-насмешливо рассуждает о чиновниках, поделив их на «тонких», модно одетых, ловких в обращении с дамами, завсегдатаев балов, весёлых пирушек, бросающих деньги на ветер, проматывающих состояния отцов, и «толстых», почётных сановников, «надёжно и крепко» сидящих в присутственных местах, занимающихся поборами с населения и взятками, ворующих деньги у государства, потихоньку приобретающих «дом, купленный на имя жены, потом в другом конце города другой дом, потом близ города деревеньку, потом село со всеми угодьями». Зло и беспощадно смеётся писатель над представителями власти, которые под старость лет, заслужив «всеобщее уважение», нажив нечестным путём состояние, делаются благодушными и хлебосольными  помещиками.

         Во второй главе открывается серия загородных визитов Чичикова к помещикам, пригласившим его на вечере у губернатора к себе. Павла Ивановича сопровождают слуги — Селифан и Петрушка, которых автор весьма колоритно характеризует и делает остроумные замечания и наблюдения. Объективная картина становится истоком обобщений иного порядка: «... автор совестится занимать так долго читателей людьми низкого класса, - пишет Н. В. Гоголь, - зная по опыту, как неохотно они знакомятся с низким сословием. Таков уж русский человек: страсть сильная зазнаться с тем, который хотя бы одним чином был его повыше, и шапочное знакомство с графом или князем для него лучше всяких тесных дружеских отношений».

         Может сложиться ошибочное мнение, что в этом лирическом отступлении выражено представление автора о русских людях вообще. Нет. «Низкое сословие» сразу выведено из-под «подозрения». Чинопочитание закреплено за другими слоями российского населения, бросающего гордые взгляды «на всё, что ни пресмыкается у ног» их. Тем не менее верная критика обывателя, мещанской психологии не теряет выразительных «отечественных» признаков.

         Раздумья писателя о нравах общества получают развитие благодаря воспроизведению дальнейших дорожных впечатлений героя- «приобретателя». Как бы глазами Чичикова, а по сути своим чутким оком, автор видит печальные картины русской природы, «загрустившей» при виде убогих деревень, расположенных вдоль проезжего тракта, «мужиков... в овчинных тулупах», баб, смотревших «из верхних окон; из нижних глядел телёнок или высовывала слепую морду свою свинья». Здесь размышления о «низких сословиях» приобретают новый оттенок. Теперь понятно, о каком русском человеке говорит писатель. Но, пожалуй, не это главное.

         Ощущается участие самой матери-земли к судьбе крестьянских сёл. Прекрасное зелёное царство с грустью воспринимает жалкие, бедные поселения. Так передано авторское сочувствие народу, мысль о его слиянии с природой, о недопустимости социальной дисгармонии на фоне вечного совершенства вселенной.

         Размышления о русском народе и чуждом ему чиновничьем мире получают своё продолжение в глубоко продуманном и с затаённой грустью высказанном мнении о широкой типичности выведенных Н. В. Гоголем помещиков. Художника-психолога волнует несовершенство самой природы человека. Мечта о «муже, одарённом божественными доблестями», возникает и укрепляется при созерцании низменных проявлений людей, двойственности их натуры: « Есть люди, имеющие страстишку нагадить ближнему. Иной, например, даже человек в чинах, с благородною наружностью, со звездой на груди, будет Вам жать руку, разговорится с Вами о предметах глубоких, вызывающих на размышления, а потом, смотришь, тут же, перед Вашими глазами, и нагадит Вам».

         В этих рассуждениях автор хочет показать различие между внешним поведением человека, например Ноздрёва, и его внутренними склонностями. Н. В. Гоголь говорит о тёмных тайниках человеческой психологии и её малейших искажениях. Но не менее внимателен он и к ярким душевным порывам. С горечью размышляет писатель о собственной утрате свежих чувств, вспоминая, что в юности он наслаждался творением природы, домами, церковью, наблюдал за проходящим человеком, размышляя над его судьбой: « Везде, где бы ни было в жизни... хотя раз встречаются на пути человеку явление, не похожее на то, что случалось ему видеть дотоле... Везде поперёк каким бы то ни было печалям, из которых плетётся жизнь наша, весело промчится блистающая радость...». Но проходит время, притупляются чувства, равнодушно и холодно воспринимает душа то, чем когда-то восхищалась. « О моя юность! о моя свежесть!» - восклицает автор «Мёртвых душ»..

         Особенно внимательно нужно остановиться на двух лирических отступлениях: о типах русских писателей, Руси и скрытых силах русского народа.

         Начиная со второй главы, Н. В. Гоголь определяет себя как реалиста-сатирика, «дерзнувшего вызвать наружу всё, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, - всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земля, подчас горькая и скучная дорога...». Автор поэмы «Мёртвые души» говорит о тернистом пути писателя, беспощадно обличающего пошлость и косность, о его духовном одиночестве: « Ему не собрать народных рукоплесканий, ему не зреть признательных слёз... не избежать лицемерно-бесчувственного современного суда». Н. В. Гоголь, гражданин и борец, ясно осознаёт враждебное отношение к нему « со стороны так называемых патриотов, которые спокойно сидят себе по углам и занимаются совершенно посторонними делами, накопляют себе капитальцы, устраивая судьбу свою за счёт других», недовольных тем, что писатель показывает « много презренного и глупого в жизни России». Подлинными патриотами Н. В. Гоголь считает тех, кто не боится писать правду, громко говорит о неудачах своей страны и своим трудом способствует её процветанию.

         «Счастливые писатели» наделены той душевной высотой, достоинствами, что и их герои. Слава их разносится далеко, удел прекрасен, при одном их имени « объемлются трепетом молодые пылкие сердца», рукоплещут им и приветствуют почитатели. Лирическое отступление о «счастливом поэте» - памятник и эпитафия великому А. С. Пушкину. Который был для Н. В. Гоголя любимым учителем и символом высокой гармонии искусства. Оставаясь последователем поэта, писатель полемизирует с ним, являя своим творчеством новый этап литературы — сатирический « смех сквозь слёзы».

         Читая лирические отступления ( да и не только их, а всю поэму) в первый раз, не зная имени автора, с уверенностью скажешь: «Писал русский». Какие точные выражения, само построение фраз, глубокое и обширное знание земли и народа! Истинно русская ( плавная, немного с грустью, богатая самыми тонкими оттенками настроения) поэзия. Надо быть поэтом, каким был Гоголь, чтобы написать такую поэму в прозе! В «Мёртвых душах» Гоголь стал «русским национальным поэтом во всём пространстве этого слова» ( В. Г. Белинский).

         Книга Н. В. Гоголя, исполненная мужественной и мудрой правды жизни, завершается лирическими раздумьями о судьбе Родины и народа, в могучие силы которых он верит и ассоциирует их с образом « птицы-тройки», несущейся по столбовой дороге. Летят мимо верстовые столбы, «купцы на облучках своих кибиток... лес с тёмными строями елей и сосен», мелькают «небо над головой, да лёгкие тучи, да продирающийся месяц». Широко раскинулась земля русская, нет ей конца и края, и скачет по ней «не хитрый снаряд» с железным винтом, а сделанная одним топором руками « расторопного мужика» бричка. И « понеслась, понеслась понеслась!..» тройка с удалым ямщиком, затянувшим песню. И видит автор иную — прекрасную -  Россию будущего (... у! какая сверкающая, чудная незнакомая земле даль! Русь!..»), которой поражаются другие народы и государства, « косясь, постараниваются и дают ей дорогу». Величественный простор внушает автору уверенность и надежду на появление настоящих, « добродетельных» людей, способных спасти страну от рабства и разорвать цепи крепостного права. « Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?» - задаёт вопрос Н. В. Гоголь, на который нет ответа, потому что неясна писателю дальнейшая дорога его страны: « Русь, куда же несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа». И мчатся кони-птицы, « в гривах которых завиваются вихри будущих событий», в неведомую даль.

         Невозможно разобрать каждое лирическое отступление в отдельности, невозможно в коротком сочинении дать оценку каждому отрывку: В « Мёртвых душах» множество и больших, и немногословных авторских отступлений , оценок, замечаний, каждое из которых требует и заслуживает особого внимания. Множество тем в них затронуто. Но общим является то, что из каждого отступления мы видим одну из черт дорогого нашей памяти писателя, в результате чего получаем возможность нарисовать образ истинного гуманиста, писателя-патриота.

© natasha-drachyova

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz