Роман Михаила Александровича Булгакова «Мастер и Маргарита»

 

Многообразие тематики в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

 

В бессмертном романе «Мастер и Маргарита», над которым М. А. Булгаков работал до последнего дня своей жизни, повествуется о всепобеждающей силе любви и великом назначении искусства как носителя правды, о вере в закон справедливости, правого суда, неизбежного возмездия за предательство, трусость, стремление к безграничной власти, о добре и зле, о самопожертвовании и милосердии, совмещая эти философские темы с повседневной обывательской жизнью Москвы 30-х годов ХХ века: подхалимством и взяточничеством, мошенничеством и подлостью, пагубной страстью к наживе и лицемерию.

         Мастерски вырисовываются пмсателем завсегдатаи «Дома Грибоедова» - члены МАССОЛИТА, все эти Шелдыбины, Куфтики, Павиановыи Богохульские, их сытые, лоснящиеся физиономии, утробные интересы («А стерлядь, стерлядь в серебристой кастрюльке... А яйца -кокотт с шампиньоновым пюре в чашечках? А филейчики из дроздов... С трюфелями? Перепела по-генуэсски?»), безудержное веселье под грохот джаза: «... и вдруг, как бы сорвавшись с цепи, заплясали оба зала, а за ними заплясала и веранда».

                   М. А. Булгаков рисует выдвиженца Стёпу Лиходеева, который, не зная дела, использует служебное положение в личных целях и ведёт себя как сановник, не признающий ничего святого. «Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя своё положение, ни черта не делают, да и делать ничего не умеют, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено...» - гнусавит, издеваясь над директором Варьете, Коровьев.

         Не менее ярко и реалистично показан взяточник — председатель жилтоварищества дома № 302-бис по Садовой Никанор Иванович Босой, который говорит следователю: «Брал, но брал нашими, советскими! Прописывал за деньги, не спорю, бывало!»

         Автор «Мастера и Маргариты» в сцене с магическим сеансом в Варьете обнажает мещанское нутро зрителей театра с их вульгарным представлением о красоте и жаждой наживы. Экзамен, который устраивает им Коровьев-Фагот, выявляет: никакой прогресс, никакая идеология не способны изменить натуру обывателя и стяжателя. «,,, Люди как люди. Любят деньги, но это всегда было... В общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их...» - философски размышляет не только Воланд, но и сам писатель, срывающий после представления в Варьете «парижские» платья с алчных до бесплатных нарядов женщин и показывающий их в реальном безобразном виде. «В ярком свете сильнейших уличных фонарей» Римский видит в окно «даму в одной сорочке и панталонах фиолетового цвета».

         Изображая мошенников, спекулянтов, взяточников, М. А. Булгаков показывает пройдоху и хапугу буфетчика Сокова, который, нажив целое состояние обманом, хочет обвести вокруг пальца самого Сатану, но... терпит крах. «Вторая свежесть - ... вздор! Свежесть бывает только одна — первая, она же последняя..!» - говорит мессир.

         Среди булгаковских героев есть не толь те, которые гонятся за карьерой и материальным благополучием, но те, для кого чувства, взаимопонимание, духовные ценности важнее сытого куска, модной шляпки и разгульной жизни. Это Мастер и Маргарита, чья история любви развивается на протяжении всего романа.

         Булгаковская героиня, женщина со свободной душой, импульсивной натурой, наделена добродетелями сильной любви, сострадания и самопожертвования. Однажды встретившись на Тверской с Мастером, она поняла, что это тот единственный, о котором мечтает каждая женщина. Мастер вспоминает: «... любовь поразила нас мгновенно... Мы разговаривали так, как будто расстались только вчера, как будто знали друг друга много лет... Стали неразлучны». Но судьба разлучила их, отправив Мастера в психиатрическую клинику, а Маргариту в общество Сатаны, которому она решает продать свою душу, узнав, что за это ей вернут любимого. И, когда увидела Мастера, «простонала, всплеснула руками... Она целовала его в лоб, в губы... Рыдания душили Маргариту, она шептала, давясь слезами: «Нет, нет, нет... не бойся ничего... я с тобою...» Автор рисует трагедию женщины, идущую в порыве сильного и всепобеждающего чувства на добровольное служение Князю Тьмы ради своей мечты — быть всегда и везде с Мастером. Героиня романа своим поступком доказывает, что есть на свете настоящая, верная, вечная любовь.

         Маргарита проявляет не только преданность, самопожертвование во имя любви, неиссякаемую энергию и бесстрашие, но и милосердие по отношению к другим. Сумевшая угодить Воланду на балу, за своё усердие она просит помиловать Фриду, соблазнённую хозяином и убившую своего ребёнка. По мнению кота Бегемота, виновата в этом детоубийца: «... при чём здесь хозяин? Ведь он не душил младенца в лесу!» - рассуждает он. С юридической точки зрения всё верно. Но есть ведь «Божий суд» - суд высшей справедливости, который и должен наказать истинного виновника, - хозяина кафе — так думает Маргарита и просит отменить Фриде наказание.

         Героиня булгаковского романа проявляет нежность к испуганному малышу, когда крушит стёкла в доме Драмлита:

« - Мама, боюсь.

Маргарита откинула шторку и влетела в окно.

-         Я боюсь, - повторил мальчик и задрожал.

-         Не бойся, не бойся, маленький, - сказала Маргарита, стараясь смягчить свой осипший на ветру, преступный голос, - это мальчишки стёкла били».

         Ей становится жалко и Понтия Пилата, которому тысяча лет нет покоя. «Совершенно спокойное лицо её подёрнулось дымкой сострадания. «Отпустите его!», - вдруг пронзительно крикнула Маргарита...»

         За человечность, любовь и преданность она награждена покоем и «вечным домом», где будет жить и её Мастер.

         Тема добра и зла является одной из главных в романе . М. А. Булгаков заставляет задуматься читателя над извечно философскими вопросами: что такое человек? ответственен ли он за свои поступки? что лежит в основе человеческого поведения — стечение обстоятельств, ряд случайностей или следование избранным идеалам?

         В этом ему помогают герои произведения. Мессир Воланд - «профессор чёрной магии», Князь Тьмы, всё видевший, всё знающий, выступающий в романе не только как носитель зла, сколько как судья, справедливо наказывающий и расправляющийся с теми, кто продаёт свою честь и совесть за сытный обед, за высокую должность, за власть над другими. - « и поделом!». Одни погибли, как Берлиоз, другие натерпелись страху, как Стёпа Лиходеев, третьи оказались в сумасшедшем доме. С полной уверенностью можно сказать, что Воланд - «часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

         Иешуа — бродячий философ, земной, смертный человек, проницательный и наивный, мудрый и простодушный, - воплощение чистой души, проповедующий идеи добра, милосердия, любви и справедливости:

« - А теперь скажи мне, что это всё время употребляешь слова «добрые люди»? Ты всех, что ли, так называешь?

-         Всех, - ответил арестант, -злых людей нет на свете»,

         Эти слова заставляют задуматься Понтия Пилата — римского наместника в Иудее, наделённого неограниченной властью. С одной стороны, игемон не хочет выносить обвинительный приговор Иешуа Га-Ноцри, с другой — боится, что может потерять власть, так как арестованный обвиняется «в оскорблении великого кесаря». Прокуратор делает свой выбор — Иешуа должен быть казнён. В этот момент в голове Пилата молниеносно проносится мысль: «Погиб» (это об Иешуа), а затем: «Погибли!» (это уже о себе). И далее неожиданно возникает мысль о бессмертии, причём оно «почему-то вызвало нестерпимую тоску...»Со временем бессмертие одного станет символом человеческой добродетели, бессмертие другого — символом зла.

         Об этом пишет Мастер в своём романе, повествующем о Понтии Пилате Иешуа, связывающем далёкое прошлое и современную действительность и раскрывающем философскую проблему вечных противоречий, которые должны решить следующие поколения людей, каждая мыслящая и страдающая личность.

         Через своего героя Мастера М. А. Булгаков проводит идею о высшем назначении искусства, призванного утверждать добро и противостоять злу. Но судьба  художника, осмелившегося писать правду и самовластии, в тоталитарном государстве трагична: он раздавлен гнетущей силой обстоятельств и сжигает своё творение: «Это страшно трудно делать, потому что исписанная бумага горит неохотно». Да, «рукописи не горят». Автор утверждает, что произведения, несущие миру идеи правды и справедливости, бессмертны: У Мастера остался ученик — прозревший Иван Пырьев, бывший поэт Бездомный, и роман, которому суждена долгая жизнь.

         Мастера одолевает только страх, преследующий его везде. «Мне страшно, Марго, - говорит этот затравленный человек. Страх, но не трусость, потому что это совершенно разные понятия. Страх может довести до безумия, но не толкнёт к малодушному бесчестию. Трусость толкнёт на подлость, чтобы сохранить собственный покой и благополучие, хотя бы уступками совести.

         По словам Иешуа, «... трусость, несомненно, один из самых страшных пороков». Она толкает героев романа на преступление, заставляет каяться и просить милосердия. Понтий Пилат пытается искупить вину путём мести — приказывает убить доносчика Иуду; кается Иван Бездомный, осознавший, что его стихи «чудовищны»; конферансье Жорж Бенгальский «уходит на покой», а администратор Варенуха любим публикой «за невероятную... отзывчивость и вежливость»; Стёпа Лиходеев становится молчаливым, сторонится женщин, заведует «большим гастрономическим магазином».

         В конце романа все получают прощение от Воланда, выполняющего просьбу Иешуа: свободен писатель-мученик, роман возник из пепла и прочитан, вина Понтия Пилата искуплена, а ему самому дарован покой, Маргарита навсегда соединяет свою судьбу с Мастером.

         М. А. Бугаков, раздумывая о смысле человеческой жизни и вечных законах трагического существования личности, утверждает мысль о том, что противоборство добра со злом — вечно и кроется в душе человека, способной на возвышенные порывы и порабощённой ложными интересами сегодняшнего дня.

 

© natasha-drachyova

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz